Реализация технологии проблемного обучения на уроках физики с целью активизации познавательной деятельности обучающихся. I. Введение В настоящее время работа по повышению мотивации обучающихся и повышению активности детей на уроках всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Современная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Поэтому работа по повышению мотивации и активизации мыслительной деятельности – одна из главных задач современной школы. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов. В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" сказано: « образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Современная цель образования – это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентностного гражданина России. В свете нового образовательного стандарта особую актуальность приобретает обучение школьников поведению в новых ситуациях, самостоятельному выявлению и решению проблем. 1.Актуальность использования проблемного обучения в том, что оно в отличие от традиционного доставляет учащимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие их творческой и познавательной активности. Оно направлено на то, чтобы сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию. Противоречие: - Современная жизнь ставит перед человеком множество нестандартных проблем. - В задачи образования в школе входит развитие творческой активности обучающихся, что достигается посредством стимулирования творческой деятельности детей, с другой стороны – технология самостоятельной творческой деятельности обучающихся остается неразработанной из-за большой нагрузки, связанной по подготовке к ЕГЭ. - Обучающиеся с трудом могут сформулировать решение той или иной проблемы, отстоять свою точку зрения; доказать, опираясь на свои знания, правильность своего решения проблемы. Проблема: ФГОС требуют развитие познавательной способности детей и изменение школьного образования направлено на развитие познавательной деятельности учащихся, а традиционная форма проведения урока не позволяет активизировать познавательную работу на уроках физики. Поэтому мною выбрана для своей работы тема «Реализация технологии проблемного обучения на уроках физики с целью активизации познавательной деятельности обучающихся». 2. Цель работы: повышение уровня познавательной активности на уроках физики с применением технологии проблемного обучения. Задачи: - применение проблемных ситуаций на разных этапах урока; - формирование устойчивого интереса к самостоятельной познавательной деятельности. 3. Ожидаемый результат: 1. Стимулирование внутренней мотивации учения. 2. Повышение познавательного интереса. 3. Формирование самостоятельности. 4. Развитие творческих способностей, воображения; развитие коммуникативных навыков. 5. Прочное усвоение изученного. 6. Формирование убеждений. 7. Овладение первичными навыками исследовательской деятельности. II. Основная часть Идеи проблемного обучения давно применялись в практике преподавания физики и других предметов. Психологические аспекты проблемного обучения были раскрыты в 1920—1930-е гг. и в отечественной педагогике — в работах А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна, которые выявили психологические закономерности мышления, лежащие в основе проблемного обучения; более глубокое обоснование этих закономерностей было сделано позднее Д.Н.Богоявленским, А.В.Брушлинским, В.В.Давыдовым, А.М.Матюшкиным и Н.А.Менчинской. Было установлено, что процесс мышления и усвоения знаний наиболее эффективно происходит в ходе решения проблемных заданий. Педагогические основы проблемного обучения разрабатывались Д.В.Вилькеевым, И.Я.Лернером, Т.В.Кудрявцевым, М.И.Махмутовым , В.Оконем , М.Н.Скаткиным и др. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Проблемная ситуация — это психическое состояние обучающегося, в которой он: 1) видит противоречия, какие-либо несоответствия; 2) осознает их как трудности, преодоление которых требует новой информации; 3) хочет разрешить данные противоречия. В настоящее время известно достаточно большое количество противоречий, с помощью которых можно создать проблемные ситуации в обучении. Вот наиболее распространенные противоречия: между известным и неизвестным; между формальными и истинными знаниями; между привычным и необычным рассмотрением предмета, между усвоенными знаниями и применением их в новых практических условиях; между одними и теми же по характеру знаниями, но имеющими более низкий и более высокий уровни; между научными и житейскими знаниями; между теорией и практикой. В теории проблемного обучения разработаны приемы, помогающие обострить противоречия, сделать их доступными и понятными обучающимся: эмоциональное воздействие; острота и неожиданность; учет актуальности рассматриваемого вопроса; парадоксальность; борьба идей; конкретизация и персонификация; сопоставление, открыто поставленный проблемный вопрос и др. Чаще всего используется одновременно ряд приемов, что делает проблемную ситуацию еще более значимой для обучающихся. При этом надо помнить, что проблемная ситуация должна характеризоваться тематической направленностью, содержательной значимостью, законченностью элементов, целесообразностью и посильностью ее решения для учащихся. Формами организации проблемной ситуации может быть вербальное описание противоречий, показ проблемного опыта, формулировка проблемного задания, лабораторный эксперимент. С точки зрения содержания и функции учебного материала, границы применимости проблемного обучения достаточно широкие, если не сказать больше: проблемно можно излагать любой материал, подлежащий изучению. И это действительно так, поскольку любой познавательный объект характеризуется противоречиями. Но излагать проблемно весь материал нецелесообразно. Поэтому в своей работе совмещаю репродуктивное и проблемное обучение. Так, в результате одних исследований было установлено, что половину учебного материала надо изучать проблемно, следовательно, другую половину — традиционно, т.е. репродуктивными методами. Другие исследователи пришли к выводу, что к трем — четырем темам курса целесообразно строить проблемы, треть всех остальных тем — изучать путем решения частичных проблем, оставшийся материал — преподносить информационно-рецептивным и инструктивно-репродуктивным способом. Думается, что такие рекомендации нельзя понимать буквально. Поэтому в каждом классе решаю вопрос о целесообразности применения проблемного обучения исходя из интересов, потребностей, уровня развития обучающихся, а также учитывая реальные условия реализации процесса обучения. Перед изучением нового материала я ставлю интересные, неожиданные вопросы, на которые ученикам надо дать ответы в конце объяснения нового. На проблемных уроках изучение содержания урока полностью проходит на поисковом уровне познавательной деятельности. Для учащихся готовлю изложение теоретических сведений и скрытой форме, опуская сущность фактов и их связей. Начиная изучение нового, я выдвигает проблему, даю учебный материал и ориентиры для ее решения, сопровождая объяснение вопросами и заданиями поискового характера. На основе изучаемого учащиеся решают проблему, как правило, давно уже решенную наукой. Но ученикам надо ее «переоткрыть». Каким же образом создается проблемная ситуация? Это может быть противоречие, содержащееся в учебном материале, или введение в урок задания противоречивого характера, или изложение противоречивых взглядов на один и тот же вопрос. То, что учитель излагает проблемно, ученики должны с помощью ранее приобретенных знаний выделить из фактов и сформулировать решение проблемы самостоятельно. Использую факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. При решении задачи дети сталкиваются с проблемой, которую не могут решить до тех пор, пока не поймут, что предметы можно перевозить в разных направлениях. Это повышает у них интерес к предмету и учит мыслить нестандартно.